22.03.2015
Тема: «Карьера, бизнес и работа», «Зависимости», «Личностный рост», «Разное»

Эффект Голлума

 

gollumКонсьюмеризм – одна из наиболее противоречивых концепций в современном нам обществе. Наверное, стоит признать, что потребление - это действительно опасный феномен. На наш взгляд, потребление стало по-настоящему угражающим в тот момент, когда научилось быть суррогатом самовыражения. Мы выражаем себя в одежде, в своих интерьерах, в машинах, которые мы покупаем, однако, как сказал автор приведенного ниже текста «Мы как будто раскрашиваем по контуру детские прописи, тогда как могли бы нарисовать на холсте великолепный шедевр маслом». Читаем радикальный текст о потреблении и о том, как оно порабощает отдельные функции наших личностей:

 

Целый год меня одолевали смутные тревожные мысли, они вращались около некоего смыслового центра, которым являлось слово «зависимость». Зависимость, как концепция, вышла для меня из общепринятого контекста, и распространилось на всю экономику потребления. Пугающие телешоу вроде сериала «Hoarders» усиливали мое понимание того, что традиционная критика стимуляции потребительского спроса в чем-то неполноценна. Наконец, эти неопределенные мысли сформировались какое-то время назад в конкретную концепцию. Это случилось в тот момент, когда я смотрел видео о модели рук (модели, которая предоставляет для рекламной индустрии свои руки), которая рассказывала о своей работе в совершено кошмарной манере.
Я назвал эту концепцию «Эффектом Голлума», имея в виду процесс, который Голлумизирует самых обычных людей, оставляя от них лишь пустую раковину, полностью определяя их модели поведения через модели потребления.


Создание и потребление Глума.

 

"Посмотрите, Голлум получился у Толкиена очень настоящим. Эмоциональный отклик, который он провоцирует – это вовсе не одномерные реакции, вроде «узнавание», «раздражение», «жалость», «страх», «подозрение», или ненависть. Он вызывает весь спектр эмоций, который включает в себя все эти и многие другие чувства."


Давайте вспомним Властелина Колец. Мне кажется, что существует контекст, в котором Голлум гораздо важнее, чем Фродо. Его судьба неразрывно связана с Кольцом Всевластия, и именно это, пожалуй, возвышает этого персонажа далеко за рамки плоских архетипов жанра фэнтези и возносит книгу Сэра Джона на около - литературный уровень.
Посмотрите, Голлум получился у Толкиена очень настоящим. Эмоциональный отклик, который он провоцирует – это вовсе не одномерные реакции, вроде «узнавание», «раздражение», «жалость», «страх», «подозрение», или ненависть. Он вызывает весь спектр эмоций, который включает в себя все эти и многие другие чувства.
Парадоксально, но при этом, он абсолютно одномерен, он почти так же не выразителен, как и тот объект (Кольцо Всевластия), который его поработил.
Предположение, что невыразительность Кольца Всевластия символизирует абстрактную природу зла, агентом которого оно является, весьма заманчиво. Однако, вы можете найти куда более глубокий смысл, если интерпретируете невыразительность, как нечто, символизирующее чистоту и утонченность. Чистоту и утонченность в том смысле, в котором мы употребляем эти слова применительно, скажем, к... кокаину.
То, что Голлум – это архетип зависимого, не является исключительно моим прочтением этого характера. Создавая пародию на «Властелина Колец», сценаристы «South Park» заставили Баттерса играть роль Голума. Этот новоявленный порно-наркоман после просмотра порно – фильма начинает называть кассету с ним «моя прелесть» и, в конце концов, падает в ячейку для видеокассет в видео-прокате, подобно тому, как Голлум падает вместе с кольцом в жерло вулкана Ородруин, где оно было выковано.
Голлум – творение Кольца. Кольцо же, в конце концов, его и уничтожает. Смеагол, обычный обыватель с единственным фатальным недостатком, превращается в яркий образец зависимого потребителя. Он носит кольцо, а кольцо ведет его и поддерживает в нем жизнь.
Если бы не остатки личности Смеагола, Голлум был бы всего лишь мертвым пальцем, полностью управляемым кольцом, придатком, предназначенным только для служения кольцу. Только Кольцо позволяет призраку Смеагола существовать, ведь его склонность к обману и хитрости нужна кольцу для достижения собственных целей.
При этом, само по себе, Кольцо остается неизменным. Голлум никак не влияет на него. Важно отметить, что Кольцо Всевластия не убивает Голлума до тех пор, пока его собственный конец не становится неизбежным. Голлум нужен кольцу для того, чтобы прислуживать, он остается в живых до тех пор, пока способен приносить Кольцу пользу.
Я хотел бы предложить вам эту мысль, в качестве отправной точки для понимания концепции Голлумизации: консьюмеризм – это не история о людях, потребляющих те или иные продукты. Это история о продуктах, поглощающих людей.
А вот еще, одна мысль, она не из Властилина Колец, но низводит наши дискуссии вокруг философии потребления до уровня плоских шуток. В одном из Симпсоновских эпизодов хиппи говорит директору Скиннеру: «Это ты владеешь машиной, или машина владеет тобой? Будь проще, чувак!»
Довольно забавно, что это мощное и логичное послание в наши дни можно услышать лишь со стороны настолько слабой и периферийной субкультуры, что это послание предсказуемо не нанесет никакого вреда силам и институтам общества потребления. Именно поэтому, я полагаю, нам и дозволено услышать его.
Однако, Голлум, на самом деле, не является простым наркоманом, выхолощенным и бесполезным, разрушенным чем-то вроде кокаина, то есть, скорее хищной, а не паразитической субстанцией, которая непрерывно уничтожает своего носителя. Самое пугающее в истории Голлума это то, что он функционален и осознан лишь в той мере, которая необходима, чтобы использовать его до самого конца истории. Деятельное состояние этого зависимого существа делает его похожим на представителя культуры потребления в большей степени, чем на представителя культуры подворотен, не смотря на то, что впервые мы встречаем его именно таким – преступником, убивающим из-за предмета, вызывающего зависимость.
Кольцо всевластия не высасывает Голлума, как это делают наркотики. Для того, чтобы питаться, Кольцу требуется изобретательный и деятельный раб.
Голлум – это одновременно и работник и потребитель. Он напоминает профессионала, полностью поглощенного и влюбленного в собственный товар, производителя, являющегося при этом и главным фанатичным покупателем того, что он производит.


Демонстрация Голлумизации.

 

"Нас спасает не сила воли, а только тот факт, что мы не настолько полезны для наших колец, мы просто не заслужили того чтобы, кольца решили, что настало время завершить наш процесс Голлумизации."


Модель из того видео - ролика звали Эллен Сиро. Что действительно напугало меня, так это то, что она, подобно Голлуму, вовсе не является опустошенным зависимостью существом, влачащим жалкое существование на задворках общества. Она трудоспособный, деятельный человек, занимающий центральное положение в нашем социуме.
Когда я увидел то, как ведет себя Эллин, мои волосы зашевелились у меня на голове. Это был Голлум! Она так ласкала свои собственные руки, что я все время ожидал услышать: «Мои прелесссти». Это видео я нашел, когда читал пост Джейсона Котке, который, помимо всего прочего, пишет:
«Это очень странное и зачаровывающее зрелище... Сиро постоянно демонстрирует нам свои руки, но при этом создается ощущение, что у нее вовсе нет рук. Она держит их, так как будто они атрофированы...»
Сиро – это отражение Голлума в зеркале философии потребления. Полагаю, она является «лидером мнений», квалифицированным покупателем средств по уходу за руками, которые призваны питать то нарциссическое обожание, которое она испытывает к собственным рукам. Обожание, давно вышедшее за рамки прагматичного отношения к орудию для заработка денег.
Отрасль, которая производит продукты по уходу за руками, имеет для Эллен всепоглощающее значение. Заметьте, при этом, она следит не за своими руками, а только за тем, чтобы они хорошо выглядели в кадре. Мы с вами не так уж и отличаемся от нее. Она – Голлум полностью реализованный, чья супер - способность – это привлечение внимания. Ее Кольцо требует истового служения под светом студийных софитов. Мы с вами тоже Голлумы, только в меньшей степени. Нас спасает не сила воли, а только тот факт, что мы не настолько полезны для наших колец, мы просто не заслужили того, чтобы кольца решили, что настало время завершить наш процесс Голлумизации.
Посмотрите видео. Сиро называет свои руки «элитными олимпийскими атлетами» («моя олимпийскоссссть»), но, в отличие от рук скрипача, они не являются инструментом, с помощью которого, она могла бы себя выражать. Ее пальцы – это прутики ее собственной позолоченной клетки. По ее словам, жизнь ее сводится к тому, чтобы ограничивать себя и говорить «нет» женатым мужчинам. Играть на скрипке? Не смешите меня! При помощи «элитных атлетов» она не может делать даже самые простые вещи, не может, например, открыть бутылку, или нарезать хлеб для сэндвичей.
Единственной вспышкой человечности, которую я заметил на протяжении этого видео, была капелька озорного, самоуничижительного юмора: она сказала, что весьма ироничным является тот, факт, что ее руки часто являются героями роликов о моющих средствах. В рекламных роликах она часто моет посуду – делает то, чего никогда не делает в реальной жизни. К слову, она постоянно носит специальные перчатки. Когда я впервые услышал о том, что так делают все модели рук, я подумал, что это шутка. Оказалось, что нет.
Но, как я уже говорил, мы с вами ушли от Эллен Сиро совсем не далеко.


Комбинаторное потребление и Голлумизация.

 

"Нам кажется, что мы выражаем себя в том, как мы одеваемся, в том, какие именно вещи мы покупаем."


Само многообразие товаров, которые мы покупаем, тормозит, но не останавливает нашу коллективную Голлумизацию. Мы обманываем себя, используя в качестве красивой ширмы нашего потребительского поведения концепцию индивидуального выбора. Нам кажется, что мы выражаем себя в том, как мы одеваемся, в том, какие именно вещи мы покупаем. Как в популярной песне: «Я ношу только свой любимый бренд, бренд, бренд.»
Если собрать нас всех вместе, вы получите то, что мы называем мэйнстримом. От того, чтобы стать полностью реализованными Голлумами, нас отделяет лишь отсутствие способностей, к тому, чтобы заслужить полное порабощение. Наше потребительское поведение гложет нас ежедневно, но это происходит медленно, так что мы успеваем восстановиться и достигаем хрупкого равновесия в битве с Голлумизацией.
Надо понимать, что находиться в равновесном состоянии – это далеко не то же самое, что быть полноценным человеком. Кажущееся разнообразие и уникальность наших персон – это ни что иное, как кажущаяся уникальность товаров, которые мы покупаем. Давайте на чистоту: возьмем, к примеру, выбор, который предоставляет нам пищевая промышленность. Всевозможные комбинации нескольких ингредиентов (большинство из них делается из кукурузы), разработанные таким образом, чтобы запустить три основных механизма привыкания, которые жаждут соли, быстрых углеводов и жиров соответственно. Не важно, на что вы подсели: на гамбургеры, картошку фри, или чипсы (мой личный наркотик). Вы подсели на продукты пищевой промышленности в той степени, в которой перестали готовить обычную еду у себя дома.
Наш выбор пищи – всего лишь подвид нашей общей модели потребления, которую я называю комбинаторным потреблением. Комбинаторное потребление уменьшает человеческий потенциал до еле заметного призрака самого себя. Потенциально бесконечный спектр поведенческих реакций человека сводится к тому, что мы красим раскраски для малышей, вместо того, чтобы создавать собственные шедевры. Наши действия полностью ограничиваются контурами потребления. Мы загнаны в рамки, которые напоминают гигантский вариант древа выбора напитков в Старбакс. Одуряющий своими кажущимися размерами, но, на самом деле, весьма ограниченный выбор помогает нам избежать окончательной деградации. Однако наши действия столь же упрощены, как упрощено дерево выбора напитков из сети кофеен, по сравнению с безудержным многообразием настоящего дерева.

 

По материалам сайта www.ribbonfarm.com