Стадии запоминания: кодирование, хранение, поиск.
29.03.2015
Тема: «Психологам», «Личностный рост», «Разное»

Стадии запоминания: кодирование, хранение, поиск.

 

memoНе пропустите! Действительно интересный материал, который систематизирует и тезисно представляет современные представления о том, как устроена наша память на уровне психологии. Например, было ли Вам известно, что наша кратковременная память использует для поиска необходимой информации только последовательный (секвентальный) метод? То есть для того, чтобы вспомнить четвертое слово из списка, который нам только что прочитали, мы будем перебирать все слова с первого по четвертое... Интересно? Тогда читаем:


«Память – это инструмент, позволяющий сохранять информацию с течением времени.»
Матлин, 2005.

 

«Память – это средство, которое дает нам возможность использовать опыт, который мы пеержил в прошлом, для того, чтобы принимать решения в будущем.»
Штернберг, 1999.


Память – это сущность, связанная со структурами и процессами хранения и периодического поиска информации. Память – это квинтэссенция нашей жизни. Без памяти о прошлом мы не можем действовать в настоящем, не можем планировать будущее. Без памяти мы не смогли бы вспомнить того, что мы делали вчера, что мы сделали сегодня, или того, что мы хотели сделать завтра. Без памяти мы не смогли бы ничего узнавать. Ведь узнавать – значит запоминать. Память управляет огромными объемами информации разных типов. Это изображения, значения, звуки и так далее.
В психологии различают три важных аспекта того, как наша память управляет информацией:


1. Кодирование памяти.


В тот момент, когда информация поступает в систему нашей памяти через каналы сенсорного восприятия, она должна быть трансформирована в тот вид, с которым эта система может работать. Это можно сравнить с тем, как мы меняем деньги, путешествуя за границей. Например, слово, прочитанное в книге, будет храниться в нашей памяти, будучи закодированным в звук, или понятие (семантическое управление). Существует три основных типа кодировки информации:
1.1. Визуальный (кодирование в изображение),
1.2. Акустический (кодирование в звук),
1.3. Семантический (кодирование в значение).
Скажите, например, каким образом вы запоминаете телефонный номер, который вы увидели в справочнике? Если всплывает изображение, значит, вы используете визуальное кодирование, если вы повторяете его про себя, значит, используется акустическое кодирование. Опыт показывает, что основным типом кодирования в кратковременной памяти является акустический. Когда перед человеком возникает лист со словами, или цифрами, он, для того, чтобы их запомнить, обычно повторяет их про себя. Повторение – это вербальный процесс запоминания, возникающий вне зависимости от того через какой сенсорный канал поступает информация, видим ли мы ее на бумаге, или нам ее говорят. Основным механизмом кодирования, используемым долговременной памятью, является семантический тип. Как бы там ни было, информация в долговременной памяти может храниться так же и в виде картинок и звуков.

 

2. Хранение информации.

 

Хранение воспоминаний касается «хранилищ памяти», то есть тех мест, в которых мы храним информацию, того, как долго мы ее храним, того, какое количество информации мы можем хранить одновременно и того, какую информацию мы храним. Метод, при помощи которого мы сохраняем наши воспоминания, имеет прямое влияние на то, каким образом мы их потом извлекаем. Существует большое количество исследований и научных трудов, посвященных разнице между кратковременной и долговременной памятью. Большинство взрослых людей могут хранить от 5 до 9 деталей в своей кратковременной памяти. Миллер в 1956-м поставил этот факт во главу угла и назвал свою концепцию «магическое число 7». Он считал, что объем кратковременной памяти – это 7 +- 2 детали, так как она имеет определенное число «слотов», в которых хранится информация. Как бы там ни было, Миллер не смог вычислить объем информации, который может храниться в каждом «слоте». В самом деле, если мы можем логически объединить какие-то блоки информации, мы сможем хранить в кратковременной памяти больше этих блоков. Объем же долговременной памяти, напротив, кажется бесконечным. В кратковременной памяти информация может храниться в течение короткого периода (примерно 30 секунд). Долговременная память способна хранить информацию всю нашу жизнь.


3. Поиск.


Поиск – это процесс идентификации именно той порции информации, которая требуется нам сейчас. Иногда мы не можем чего-то вспомнить именно потому, что мы не можем найти необходимую информацию. В тот момент, когда мы ищем то или иное воспоминание, разница между кратковременной и долговременной памятью становится очевидной.
Кратковременная память сохраняет информацию последовательно. Так же последовательно осуществляется и поиск информации, которая хранится в данном типе памяти. Например, если группе испытуемых зачитать список слов для запоминания, а потом попросить их назвать четвертое слово, испытуемые будут вспоминать слова в том порядке, в котором они были зачитаны до тех пор, пока не вспомнят (найдут) необходимую информацию.
Поиск в долговременной памяти осуществляется за счет ассоциативных связей. Именно поэтому иногда мы вспоминаем то, зачем поднимались по лестнице, только зайдя в комнату, в которой об этом впервые подумали.
Организация информации может помочь поиску воспоминаний. Вы можете организовать информацию по порядку (например, в алфавитном порядке, или по размеру, или по новизне). Вообразите себе пациента, которого выписали из больницы. Его лечение включало в себя прием различных препаратов в различное время, кроме того, он переодевался и выполнял определенные упражнения. Если при выписке ему дадут инструкции по продолжению терапии в том порядке, в котором их надо выполнять, пациенту будет проще их запомнить.
Критика экспериментов по изучению памяти.
Большая часть исследований посвященных памяти основана на экспериментах, которые проводились в лаборатории. Обычно в таких экспериментах добровольцев просят выполнять те или иные задания, например, запоминать слова из списка. Надо понимать, что и сама лаборатория, и те задания, которые получают испытуемые, далеки от реальной жизни. В некоторых случаях обстановка, в которой проводится эксперимент, является неестественной, а задания довольно бессмысленны. Имеет ли это значение? Психологи используют понятие «экологической валидности» эксперимента для определения степени, в которой результаты исследования могут быть распространены и обобщены на другие условия. Чем выше степень «экологической валидности», тем шире могут применяться данные полученные в результате эксперимента. Считается, что чем более реалистичным является обстановка и задания в эксперименте, тем более правомерны результаты эксперимента.
Многие эксперименты, разработанные для того, чтобы исследовать свойства памяти критикуются, как имеющие низкую экологическую валидность. Во-первых, условия в лаборатории далеки от естественных. Участников эксперимента перемещают из привычной обстановки, ими управляет экспериментатор, они находятся в обществе абсолютно незнакомых людей. Могут ли подобные условия повлиять на правомерность результатов? Кроме того, как мы уже говорили, сами задания в экспериментах по изучению памяти так же являются нехарактерными для нашей обыденной повседневной деятельности. Например, в обычной жизни, нам вряд ли придется запоминать совершенно несвязанные по смыслу списки слов. Именно по этим причинам экспериментальное изучение памяти зачастую подвергается острой критике, благодаря своей низкой экологической валидности.

 

Пол МакЛеод, по материалам сайта simplypsychology.org