-
+7 906 066 23 02
- Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
-
Psyhelpers.ru
Формирование стратегий преодоления, совладания, стимуляция функции рефрейминга.
Формирование стратегий преодоления, совладания, стимуляция функции рефрейминга (реорганизации) происходит за счёт расширение представлений о поведенческом репертуаре, а так же за счет развитие и расширение ресурсной основы личности, формирование более здоровых и гибких защитных механизмов. Возможность решать эти задачи обеспечивается тем, что МАК создают безопасный контекст для поиска и моделирования решения, а так же запускают внутренние процессы самоисцеления (Шабанова В.И., 2014).
Мои любимые грабли.
- Техника «мои любимые грабли» (автор Орлова Т.) позволяет проанализировать повторяющиеся ситуации и наметить стратегии изменений, найти ресурсы к изменениям. Инструкция: в открытую выбрать карту, которая напоминает ситуацию, описать ключевые моменты, затем выбрать вслепую ещё 4 карты. Первая карта расскажет о том, что предшествует ситуации (настроение, мысли, встречи, темы разговоров, действия). Вторая – какое действие происходят непосредственно в самой ситуации (какие эмоции и чувства испытываются, что говорится, что хочется сказать, как себя ведете, чего боитесь). Третья карта – что будет происходить, если ничего не менять? Четвертая – что необходимо поменять и какие выводы необходимо сделать или как изменить свое поведение, чтобы ситуация разрешилась раз и навсегда. С помощью этой техники, например, можно исследовать ситуации обострений и последующих госпитализаций в больницу.
Герой.
- «Герой». Хорошо подойдут сюжетные колоды со сказочными иллюстрациями, например «Сезам». Инструкция: в открытую выбрать карточку, которая чем-то напоминает вашу жизнь, долго не раздумывать. При расспросе важно обратить внимание на то, вмешиваются ли силы природы в сюжет? Во что верит герой вначале сюжета? Изменялись ли его убеждения и если да, то как? Просит ли он помощи и у кого? На каком этапе в сюжете появляется помощь? Где она скрывалась в сказочном мире? Герой сам поставил цель или цель навязана обстоятельствами? Если бы герой не отправился в путь, то что произошло бы? (техника Л.Мошинской).
Формирование критичности.
Травмирующие ситуации и внутренние переживания выносятся вовне и рассматриваются со стороны. Личностные особенности человека переводятся в зримые переживания и поступки. Для решение данной задачи подходят многие техники, например:
- Техника «Знакомство с привычным». Участнику группы или клиенту предлагается сосредоточиться на проблеме или неприятной ситуации своей жизни. Затем нужно вытянуть восемь карт из колоды и разложить их по схеме:
1) взгляд на проблему или трудность с орбиты космического спутника,
2) взгляд на проблему с высоты птичьего полёта,
3) взгляд на происходящее с вершины рядом стоящего дерева,
4) взгляд на проблему с собственной ладони,
5) взгляд на проблему из глубокого подземелья,
6) взгляд на происходящее глазами любопытного волшебника,
7) взгляд на происходящее глазами соседского кота,
8) взгляд на происходящее глазами психиатра.
Заключение.
Таким образом, в завершении, хочется ещё раз отметить, что МАК являются универсальным, простым в использовании и очень эффективным методом для решения основных задач, стоящих перед психологом, работающим с людьми с особенностями психического развития. Так как правила построения упражнений с использованием метафорических карт очень гибкие и легко трансформируются под определенные задачи, работа с МАК даёт возможность для психолога проявить фантазию и креативность. Именно поэтому на данный момент карты приобрели такое широкое распространение и всё больше специалистов используют их в своей практике.
Студия Практической Психологии, психолог Виктория Анохина.
Литература:
1. Динкель О.Л., Сорокина Л.А. Опыт применения метафорических карт в комплексной терапии расстройств адаптации // Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний, выпуск 3, 2013. http://www.twirpx.com/file/1918922/
Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты: Руководство для психолога.- М.: Генезис, 2014.
3. Киршке В. Клубника за окном: ассоциативные карты для коммуникации и творчества. – М.: Эгет-Майер, 2010.
4. Попова Г.В., Милорадова Н.Э. Алгоритмы применения метафорических ассоциативных карт в индивидуальном консультировании / Г.В. Попова, Н.Э. Милорадова // http://www.twirpx.com/file/1953082/
5. Рассказова Е.В. Метафорические карты как инструмент в работе практического психолога // Интернет публикация, 2013. https://www.b17.ru/article/15482/
6. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг правый мозг. Ассиметрия мозга. – М.: Мир, 1983.
7. Шабанова В.И. Применение метафорических ассоциативных карт в коррекционной работе нарушений пищевого поведения. - Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, 2014.