Метафорические ассоциативные карты

Ассоциативные карты приглашают

нас в полное приключений и

неожиданностей

путешествие в свой собственный

внутренний мир - мир творческой фантазии.
Вальтрауд Киршке.

 

Психокоррекционный контекст применения МАК.

Как известно, психокоррекционная помощь людям, страдающим психическими расстройствами, - процесс сложный, долгий и трудоёмкий. Поэтому всегда актуален вопрос поиска методов, дающих возможность оптимизировать этот процесс. Одним из таких методов, на мой взгляд, является использование метафорических ассоциативных карт.

 

Vajnye voprosy MAK 1 1

                                                                                                         

Введение.

В Метафорические ассоциативные карты (МАК) – это проективный психологический инструмент широкого применения. Выглядят ассоциативные карты как набор картинок величиной с открытку или игральную карту с различной тематикой изображений. Это могут быть животные, портреты людей, картины, пейзажи, сюжеты сказок и взаимодействия между людьми. Так же существуют карты с надписями и с совмещением изображений и слов. Как и любой другой проективный метод, МАК эффективно применяют в диагностике. Но помимо диагностического, карты обладают уникальным психокоррекционным (психотерапевтическим) эффектом (Динкель О.А, Сорокина Л.А., 2013; Шабанова В.И., 2014).
Изначально ассоциативные карты создавались для повествовательных игр. Первую колоду «Ох» («Oh») создал канадский художник Эли Рамано совместно с терапевтом Джо Шлихтером в 1975 г. Немецкий терапевт Мориц Эгетмейер выпустил карты «Ох» («Oh-cards») в Германии и сделал их известными во всем мире в 70-80х годах 20го века. Вот как он видел смысл этой карточной игры: «это - средство прорыва в собственную фантазию и креативность, инструмент для самопознания; это катализатор, способный создать атмосферу раскрепощенности, когда пользователь начинает свободно говорить о самом себе» (Киршке В., 2010).

 

Vajnye voprosy MAK 1 2

 

Терапевтический принцип ассоциативных карт.

Принцип работы ассоциативных карт такой же, как и у привычных проективных методик (ТАТ, Роршах, РАТ). У человека возникают ассоциации и интерпретации того, что он видит на картинке и эти ассоциации содержат в себе его актуальные переживания, потребности, основные страхи, внутренние конфликты, личностные черты, жизненные стратегии, прошлый опыт. Человек описывает картинку и привносит туда личностный смысл через метафору (ассоциацию). Это позволяет снизить защитные барьеры психики и обойти рационализацию, а так же получить доступ к бессознательному (Рассказова Е.В., 2013). Так как при использовании МАК в основном работают с невербальным зрительным материалом, задействуется в большей степени правое полушарие мозга, которое отвечает за интуицию, фантазию, творческую спонтанную активность и эмоциональность. По мнению ряда исследователей, при шизофрении правое полушарие используется значительно реже левого даже для тех задач, которые ему более соответствуют (Спрингер С., Дейч Г., 1983). Таким образом, при использовании невербального зрительного материала, обращенного к правому полушарию, можно рассчитывать на большую его стимуляцию и сокращение дифицитарности его работы у больных этим заболеванием.
Данная методика хороша тем, что становится дополнением к той основной парадигме, в которой привык работать психолог. К примеру, если основным направлением психолога является гуманистическое направление, например гештальт-терапия, или психоанализ, то он и будет использовать это направление как основное.

 

Vajnye voprosy MAK 1 3

 

Преимущества применения метода в коррекционной работе.

В работе с людьми, страдающими психическими заболеваниями, использование МАК позволяет снять защиты и сопротивление, обойти рациональное мышление. Особенностью формирования человеческого сознания является то, что образ первичен по отношению к идее и смыслу. Это позволяет использовать метафорические карты с людьми любого возраста и интеллектуального развития. Так как ассоциации и рассказ ведется про картинку, а не про самого человека, создается ощущение безопасности и доверия. Создается безопасный контекст реконструкции психотравмирующих событий, поиска решений и путей выхода из ситуации (Рассказова Е.В., 2013).

 

Студия Практической Психологии, психолог Виктория Анохина.

 

PSПродолжения статьи: 

"Использование метода в условиях психотерапевтического стационара".

"Задачи использования метода в работе с психическими отклонениями".

"Восстановление или формирование идентичности при помощи ассоциативный карт".

"Формирование стратегий преодоления, совладания, стимуляция функции рефрейминга".