16.04.2015
Тема: «Психологам», «Разное»

Несколько слов о когнитивном подходе

 

cognitive approachНебольшой экскурс в историю психологии. Многие считают, что именно с появления когнитивного подхода начинается психология, как современная, интегрированная в общую академическую систему человеческих знаний экпериментальная дисциплина. Когнитивный подход появился в начале пятижесятых, именно в тот момент, когда мир перестал быть прежним. В эти послевоенные годы на наковальне разума молотом науки ковался современный нам мир. Появилась кибернетика и многое другое. То, без чего сейчас невозможно представить ни науку, ни суцществование человечества. Читаем:

 

Понятие когнитивной психологии возникло после публикации книги «Когнитивная психология» Улриха Нейссера в 1967 году. Когнитивная психология базируется на том, что, если мы хотим разобраться, откуда у человека возник, скажем, тик, мы должны осмыслить внутренние процессы, происходящие в его сознании. Основа когнитивной психологии – познание (cognition - познание). Другими словами, психологи, избравшие данный подход, понимают познание, как «умственный акт или процесс, благодаря которому мы получаем знания».

Napravltnia-Cognitivnogo-Podhoda

Когнитивная психология концентрируется на том, как люди обрабатывают информацию, изучает нашу трактовку входящей информации (бихевиористы называют это стимулами) и то, какие отклики вызывает эта трактовка. Другими словами, специалисты по когнитивной психологии исследуют переменные, которые являются посредником, между входящим сигналом, который мы получаем и откликом, который мы создаем, в качестве реакции на этот сигнал. Они изучают внутренние процессы, включающие восприятие, внимание, язык, память и мысли.
Когнитивные методы используют номотетический (поиск общих закономерностей) подход для исследования когнитивных процессов, но, так же принимают и идиографические (поиск уникальных особенностей) идеи при исследовании отдельных случаев.
Обычно когнитивные психологи используют лабораторные эксперименты для исследования поведения. Когнитивный подход является глубоко научным, экспериментальным. Например, в экспериментах участники могут проходить тесты на запоминание в строго контролируемых условиях. Однако, как известно, психологические лабораторные эксперименты широко критикуются за низкий уровень экологической валидности.
Когнитивная психология стала получать особенное значение в середине пятидесятых годов прошлого века. В этом большую роль сыграли следующие факторы:


• Неудовлетворенность бихевиористским подходом за его упрощенное рассмотрение процессов благодаря их внешним проявлениям, без изучения внутренней составляющей.


• Разработка более совершенных экспериментальных методов.


• Сравнение обработки информации человеком и компьютером.


Когнитивный подход взорвал психологию в конце пятидесятых, начале шестидесятых. Он стал доминирующим направлением психологии вплоть до конца семидесятых. Интерес к умственным процессам был постепенно восстановлен работой Пьяге и Толмана. Однако, другие факторы так же сыграли большую роль в становлении когнитивного подхода. Например, бихевиоризму явно недоставало хороших экспериментальных методик.
В тот момент компьютеры начали завоевывать мир. Это дало когнитивному подходу отсутствовавший до этого набор терминологии, а так же отличную почву для сравнения, которые были крайне необходимы для исследования человеческого сознания. Начало использования компьютеров дало психологам возможность понять сложность процессов человеческого познания путем их сравнения с чем-то куда более простым и понятным, таким как процессы, происходящие в компьютере.


История когнитивной психологии.


• Норберт Винер (1948) опубликовал книгу «Кибернетика: контроль и общение», впервые представив общественности понятия входного и выходного сигналов (input и output).


• Толман (1948) работает над когнитивными картами, он учит крыс проходить лабиринты, демонстрируя, что поведением животных движут внутренние процессы.


• Рождением когнитивной психологии часто считают дату выхода книги Джорджа Миллера «Магическое число семь прибавить или вычесть два».


• Ньювелл и Саймон (1972) проводят исследования Универсального Решателя Задач.


• В 1960 Миллер основал Центр Когнитивных Исследований в Гарварде совместно с прославленным исследователем Джеромом Бранером.


• Улрих Нейссер (1967) опубликовал «Когнитивную психологию», которая знаменовала официальное рождение когнитивного подхода.


• Аткинсон и Шифрин презентовали процессную модель памяти в 1968 году.


Критическая оценка.


Б. Ф. Скиннер критиковал когнитивный подход, так как полагал, что исследовать можно только внешние стимулы (поведенческие отклики), ибо только они могут быть подвержены измерениям. Как бы там ни было, процессы – посредники (между стимулом и откликом) не существуют, так как не могут быть измерены. Помимо этого, Скиннер нашел ряд сложностей с когнитивными исследовательскими методами, например с самоанализом, так как считал их необъективными и ненаучными.
Гуманистический психолог Карл Роджерс верил, что использование лабораторных экспериментов в рамках когнитивной психологии имеет низкую экологическую валидность, формирует искусственную среду из-за необходимости контроля.
Кроме того, большую волну критики вызывают попытки описать мыслительные процессы в терминах кибернетики. Очевидно, что мыслительные процессы несравнимо сложнее, зачатую имеют другую логику.
Бихевиористы считали, что человек рождается чистым листом, а вовсе не с набором когнитивных функций, таких как восприятие, память или схемы обработки информации.

 

По материалам сайта http://www.simplypsychology.org/

 

PPS Очень интересная статья о базовых экспериментальных методах в психологии.