Измерения отношения.
05.04.2015
Тема: «Уверенность в себе», «Психологам», «Разное»

Измерения отношения.

 

rorshahНе пропустите, это азбука современной практической психологии. Очередной замечательный обзор базовых экспериментальных психологических методик. На этот раз рассказ о прямых и непрямых методиках измерения отношения. Плюсы, минусы, справки о кртике профессионального сообщества. Рассматриваются основные ограничения методов и способы их преодаления. Обзор имеет ясную структуру, информация подана просто и сухо, однако, как не странно, это весьма увлекательное чтение. 

 

Самый простой способ узнать, что люди думают – спросить у них об этом. Однако, на высказываемое в этом случае мнение, будет сильно влиять самооценка и общественное мнение. Скорее всего, вы не получите правдивого ответа. Влияние общественного мнения, будет вносить серьезную погрешность. Наличие данной проблемы породило массу экспериментальных методик, призванных установить и измерить истинное отношение индивидуума к той или иной проблеме. Тем не менее, все они имеют свои ограничения. В частности, каждый метод концентрируется на своей составляющей отношения – когнитивной, аффективной или поведенческой. Как известно, эти компоненты совсем не обязательно совпадают.

 

Методы измерения отношения можно разделить на две основные группы:


1. Прямые методики (шкала Лайкерта и семантическая дифференциальная техника).


2. Непрямые методики (проективные методы).

 

Семантическая дифференциация.


Семантическая дифференциальная техника Осгуда заключается в оценке предмета при помощи стандартного набора противоположных по смыслу прилагательных. Каждому прилагательному соответствует шкала от одного до семи. Для того, чтобы подготовить семантическую дифференциальную шкалу, вам необходимо составить набор слов с противоположными значениями, которые способны описать предмет теста. Участникам для оценки предлагают слово, например, «машина», а так же набор противоположных по смыслу прилагательных для того, чтобы его описать. Респонденты отмечают степень применимости этих прилагательных к исследуемому слову.

OsgoodНа картинке показана карта Осгуда, содержащая оценки респондентов для слова «вежливость». Изображение показывает десять шкал, которые использовал Осгуд. На карте показаны средние значения ответов, полученных в двух группах по двадцать человек. Семантическая дифференциальная техника дает информацию об отношении в трех «измерениях»: оценка, потенциал (сила) и активность.


• Оценка показывает, как индивидуум оценивает исследуемое понятие: положительно, или отрицательно.


• Потенциал демонстрирует на сколько значимо исследуемое понятие для личности оценивающего.


• Активность показывает, каким представляется понятие, оценивающему его человеку, активным, или пассивным.


Использование полученной таким образом информации демонстрирует, что чувства оценивающего по отношению к объекту взаимосвязаны с его поведением. Например, вкус шоколада может нравиться (оценка), но я ем его не часто (активность).


Оценка прямых методик.


Шкалы для измерения отношения были разработаны для того, чтобы получить правдивые, и аккуратные исчисляемые значения соответствующие индивидуальному, или общественному мнению. Однако, каждый, кто хоть раз имел дело с данной методикой, знает, что у нее есть значительные недочеты. Искажать результаты в данном случае может множество факторов, однако, обычно основной проблемой является общественное мнение. Общественное мнение рождает склонность оценивать исследуемый предмет в рамках социальных установок. Зачастую присутствует мотивация к тому, чтобы давать «благонамеренные» оценки, представляющие «оценщика» в самом благоприятном свете. Очень часто оценки по отношению к социально значимым понятиям, таким как пол, религия, национальность делаются под серьезным влиянием общепризнанного общественного отношения. Респонденты, которые «прячут» свое истинное отношение, не хотят, чтобы экспериментаторы (или они сами), поняли, что у них присутствуют эти чувства. Соответственно, исследования, основанные на шкалах не всегда верны.


Проективные методики.


Для того, чтобы исключить проблему влияния общественного мнения, используются различные непрямые методики. В данных методиках оценщики либо не осознают, что именно они оценивают, либо они не в состоянии сознательно повлиять на результаты тестов. Непрямые методики обычно включают в себя использование проективного теста. Этот тест заключается в том, чтобы продемонстрировать респонденту неоднозначное (многозначительное, туманное), или незаконченное изображение, или словосочетание. В данном случае исследуется интерпретация увиденного. Таким образом, отношение респондента выявляется на основании его интерпретаций продемонстрированного стимула.
Данные метод основывается на предположении, что человек будет проецировать свое истинное отношение на неоднозначную ситуацию, интерпретируя её, что в свою очередь дает возможность понять его истинные взгляды. Однако, непрямые методики представляют только самые общие данные и не дают точных данных о силе, ведь данные методы оперируют качественными, а не количественными данными. Это не объективные методики, они не являются научными, что вызывает огромные потоки критики.
В качестве примеров проективных техник можно привести:


• Тест Роршаха,


• Тест тематической апперцепции,


• Задание «нарисуй испытуемое».

 

Тест тематической апперцепции (ТТА).


В данном случае респондентам предлагают интерпретировать неоднозначные изображения. ТТА заставляет подсознание демонстрировать подавленные аспекты личности. Изображения, используемые при реализации данной методики должны быть достаточно интересными для того, чтобы их обсуждать, но достаточно неопределенными для того, чтобы не выдать истинный объект оценки. ТТА может использоваться различными способами, начиная с выявления качеств, которые ассоциируются с различными продуктами, заканчивая описанием людей, которые будут использовать тот или иной продукт, или услугу. Респондент должен посмотреть на изображение, или серю изображений, и рассказать историю. Например:


• Что явилось причиной того, что произошло.


• Что происходит в данный момент.


• Что чувствуют и думают персонажи.


• Что явилось результатом.

 

Тест «Нарисуй испытуемое».

 

Данный тест заключается в том, что респондентов просят нарисовать человека, объект или ситуацию, благодаря чему можно оценить когнитивное, межличностное, или психологическое функционирование. Этот тест часто используют для того, чтобы оценить отношение детей, или подростков к таким понятиям, как собственная персона, семейные отношения, для того, чтобы понять когнитивные способности личности.
В то время как в других проективных методах, такие как тест Роршаха и ТТА, экспериментаторы просят респондентов интерпретировать абстрактные или неопределенные изображения, в «Нарисуй картинку» требуется создать сами изображения. Обычно этот тест дают детям, так как они воспринимают это как простое и приятное занятие. Некоторые изобразительные тесты дают первичные представления о когнитивных способностях, или когнитивном развитии. Результаты подразумевают совмещенную оценку того, насколько хорошо выполнен рисунок и его содержимого. Кроме того, некоторые тесты дают информацию о самооценке посредством рисования. Другие задания способны предоставить основания для оценки межличностных отношений. Речь идет о тех заданиях, когда детей просят нарисовать семью, или ситуацию, в которой присутствует несколько человек. Другие тесты заключаются в личном интерпретировании рисунков предметов, таких как дерево, или дом, или люди.
Наконец, некоторые изобразительные тесты используются в качестве одной из компонент диагностики психотических, невротических и функциональных нарушений, таких как дисфункция центральной нервной системы, или умственная отсталость. Несмотря на большие возможности, эти техники требуют огромного профессионализма, экспериментаторы должны прекрасно понимать, как теоретические основы данных техник, так и структуру самих тестов. Необходимо понимать ограничения применимости, а интерпретировать результаты следует с особой осторожностью. Вообще, использование изобразительных тестов в качестве части целого набора техник и тестов. Использование данных тестов не пользуется большой поддержкой профессионального сообщества, так что интерпретация результатов должна быть особенно обдуманной.


Тест «Дом Дерево Человек» (ДДЧ),

 

разработанный Баком в 1948, предоставляет возможность измерения самооценки и заключается в том, что респондентов просят рисовать дерево, человека и дом. Предполагается, что рисунок дома отражает отношение ребенка к его семье. Рисунок дерева отражает ощущение силы или слабости. Рисунок человека отражает представления ребенка о самом себе. Несмотря на то, что к респондентам данного теста обычно относятся дети и подростки, он может применяться ко всем лицам старше трех лет.


Оценки непрямых методов.


Основная часть критики непрямых методик относится к отсутствию у них объективности. Это ненаучные методы, они не способны объективно измерять отношение, так же, как и шкала Ликерта. Кроме того, имеется еще и этическая проблема, которая заключается в том, что испытуемый не понимает, что в момент проведения тестов оценивается его отношение к определенному объекту или понятию.
Большим преимуществом непрямых методик является тот факт, что они гораздо меньше подвержены влиянию общественного мнения, по сравнению с прямыми.


Сол МакЛеод 2009. По материалам сайта http://www.simplypsychology.org/

 

studia-prakticheskoy-psihologii ps Интересуектесть методиками? Вот здесь статья о методе ситуационного анализа.

 

studia-prakticheskoy-psihologii ps А здесь статья о когнитивном подходе.

 

studia-prakticheskoy-psihologii ps Рекомендуем увлекательный рассказ об одном из наиболее остроумных классических психологических экспериментов.