Забывание: Теория разрушения трассы.
19.04.2015
Тема: «Психологам», «Карьера, бизнес и работа», «Разное»

Забывание: Теория разрушения трассы.

 

statiy-po-psihologii-zabyvanie-1С этого материала мы начинаем небольшой цикл, посвященный такому процессу, как забывание. Это небольшой исторический экскурс по разным представлениям, которые формировались у психологов по этому поводу. Хочется отметить, что перед прочтением этой статьи было бы очень полезно ознакомиться с данной статьей, посвященной механизмам запоминания. Надеемся, Вам будет интересно.

 

Почему мы забываем? Существует два простых ответа на этот вопрос. Во-первых, воспоминания не исчезают, они просто становятся недоступны. Во-вторых, все воспоминания продолжают храниться в системе нашей памяти, но, по какой-то причине, они не могут быть восстановлены. Эти два ответа фактически резюмируют основные теории забывания, которые на данный момент разработаны психологами. Первый ответ больше подходит для применения к кратковременной памяти, второй – к долговременной. Потеря воспоминаний из кратковременной памяти может быть объяснена при помощи теории разрушения трассы и перемещения. Потеря воспоминаний из памяти долговременной объясняется теориями интерференции и отсутствия консолидации.

 

Теория разрушения трассы.

 

Данное объяснение забывания, относящееся к кратковременной памяти предполагает, что воспоминания оставляют след (трассу) в головном мозге. Трасса – это некоторая форма физических и/ или химических изменений в нашей нервной системе. Теория разрушения трассы утверждает, что забывание является в большей степени является последствием разрушения, или угасания такого следа. Теория разрушения трассы фокусируется на времени и ограниченной длительности работы кратковременной памяти. Данная теория предполагает, что кратковременная память может хранить информацию только в периоде от 15 до 30 секунд, если входящая информация не повторяется. По истечению этого времени, информация и ее след разрушается, или «блекнет». Никто не пытается оспаривать тот факт, что воспоминания слабеют тем сильнее, чем длиннее промежуток времени между запоминанием и попыткой это воспоминание восстановить. Однако, спорный момент возникает в попытках объяснить этот феномен. Согласно теории разрушения трассы, события, которые происходят между обучением (сохранением чего-то в памяти) и воспоминанием (извлечением воспоминания), не имеют никакого воздействия на воспоминание. Значение имеет промежуток времени между запоминанием и воспоминанием. Чем длиннее этот промежуток, тем сильнее блекнет трасса (след) воспоминания и, как следствие, тем больше воспоминаний теряются. Существует ряд методологических проблем, препятствующих исследователям, пытающимся исследовать теорию разрушения трассы. Одна из основных проблем в данном контексте – это контроль событий, которые происходят между запоминанием и воспоминанием. Говоря на чистоту, в любой жизненной ситуации между этими двумя моментами происходит масса других разнообразных событий. Таким образом, не ясно, становится ли разрушение трассы следствием того, что для этого прошло достаточное время, или следствием прочих событий, которые «вклинились» в этот временной промежуток.

Доказательством теории разрушения трассы являются исследования, которые были проведены Брауном в 1958 году в Великобритании и Петерсонами, которое имело место в 1959 году в Соединенных Штатах. Техника, которую они разработали получила название «Задание Петерсона – Брауна».

 

Оценка.

 

Поддержка теории разрушения трассы, как причины потери воспоминаний из кратковременной и долговременной памяти крайне мала. Одна из главных проблем здесь заключается в том, что данную теорию, фактически, невозможно проверить экспериментально. На практике не возможно смоделировать ситуацию, в которой промежуток времени между запоминанием и воспоминанием не будет заполнен какими-то другими событиями. Самым неприятным типом событий в данном контексте является повторение информации, которое предпринимают испытуемые, получая задание запомнить ее. Если попытаться избежать такого повторения при помощи отвлекающих заданий, это приведет к возникновению интерференции. Теория разрушения трассы также имеет сложности с тем, чтобы объяснить тот факт, что многие люди могут ясно вспомнить события, случившиеся много лет назад, даже в том случае, если они не вспоминали о них на протяжении длительного периода времени. Если наши воспоминания постепенно блекнут с течением времени, значит, люди не должны иметь ясных воспоминаниях о давно минувших событиях. Тем не менее, существуют свидетельства, которые позволяют предположить, что воспоминания блекнут благодаря разрушению трассы.

 

Следующая статья из цикла здесь.

 

По материалам сайта http://www.simplypsychology.org/.