-
+7 906 066 23 02
- Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
-
Psyhelpers.ru
Забывание: Вытеснение из кратковременной памяти.
Вторая статья нашего цикла материалов, освещающих различные академические подходы к такому процессу, как забывание. Полезные и простые статьи содержат, если вдуматься, массу интересных «лайф-хаков» и логично объясняют простые, казалось бы вещи. Возможно, ознакомившись с этими материалами, вы станете чуточку эффективнее, кто знает. Кстати, если вы не читали нашу статью о запоминании, рекомендуем сделать это до прочтения представленного ниже материала. Предыдущая статья цикла здесь. Читаем:
Вытеснение стремится объяснить забывание в рамках кратковременной памяти и предполагает, что их (воспоминаний) просто нет в наличии. Теория вытеснения предлагает очень простое объяснение забывания. За счет того, что кратковременная память имеет ограниченный объем (7 + - 2 сущности), кратковременная память может хранить лишь небольшое ограниченное количество воспоминаний. Когда кратковременная память «наполняется», новая входящая информация «выдавливает» старую информацию и занимает ее место. Вытесненная информация, таким образом, теряется из кратковременной памяти. Кроме того, предполагалось, что в первую очередь вытеснению подвергается информация, которая находилась в кратковременной памяти дольше всего. Это похоже на ленту транспортера, на которую ставят новые коробки на одном конце, когда как коробки, которые находятся на ленте дольше всего, падают с другого его конца. Подтверждением данной теории являются исследования, использующие «метод свободных воспоминаний». Типичным исследованием в данном контексте является использующее следующую процедуру: испытуемые слушают набор слов в определенном порядке, на каждое слово выделяется две секунды, потом их просят повторить все слова, которые они запомнили. Они вольны повторять слова в любом порядке, отсюда и происходит название «свободные воспоминания». Открытия, сделанные в рамках исследований, базирующихся на методике свободных воспоминаний, являются достаточно надежными. Результаты этих исследований повторятся при разных условиях. Если вы выпишите все слова на лист и вычислите вероятность, с которой участники вспоминали каждое (путем усреднения результата всех участников), а, затем, построите кривую, отложив по оси X номер слова, а по Y – такую вероятность, в результате получится кривая, показанная на Рисунке 1.
Хорошее запоминание слов из начала списка называется эффектом начала, а хорошее запоминание слов из конца списка называется эффектом окончания. Теория вытеснения просто объясняет эффект новизны. Последние слова их списка попросту еще не были вытеснены из кратковременной памяти. Эффект начала может быть объяснен при помощи теории мульти – склада Аткинсона и Шифрина (1968), которая предполагает, что информация переносится в долговременную память за счет повторов. Первые слова из списка повторятся чаще, чем остальные, поэтому успевают переместиться в долговременную память. Итак, эффект начала списка отражает информацию, которую можно извлечь из долговременной памяти. Как бы там ни было, слова в середине списка находятся в кратковременной памяти до тех пор, пока они не вытесняются оттуда новыми словами.
Оценка.
Теория вытеснения хорошо объясняет, как происходит забывание в можели кратковременной памяти Шифрина – Аткинсона. Как бы там ни было, понятно, что кратковременная память – гораздо более сложная конструкция, чем описанная Аткинсоном и Шифриным. Эксперименты со списками Мардлока (1962) подтверждают идею забывания за счет вытеснения информации из кратковременной памяти, не смотря на то, что объяснением может быть и разрушение трассы. Запоминание может иметь обе природы, но понять, какая именно причина имела место быть в данном конкретном случае всегда весьма затруднительно.
Следующая статья цикла здесь.
По материалам сайта http://www.simplypsychology.org/