Забывание: Теория недоступности воспоминаний.
01.05.2015
Тема: «Психологам», «Личностный рост», «Разное»

Забывание: Теория недоступности воспоминаний.

 

statiy-po-psihologii-zabyvanie-5Последний материал из нашей серии статей, посвященной такому явлению, как забывание (предыдущая статья). В этом тексте рассматривается теория недоступности воспоминаний. Она гласит о том, что воспоминания зачастую присутствуют в нашем мозге, однако, по каким – то причинам, мы не можем до них «добраться». Интересно? Читаем здесь и сейчас:

 

Данная теория описывает ситуацию, в которой информация переместилась в долговременную память, но не может быть извлечена оттуда. В таком случае говорят, что информация имеется в наличии (то есть, до сих пор хранится в мозге), но не доступна (не может быть найдена). Причина отсутствия доступа к информации заключается в отсутствии поисковых подсказок. Когда мы храним новое воспоминание, вместе с ним мы храним и некую информацию о нем, которая называется «поисковой подсказкой». В случае, когда мы попадаем в похожую ситуацию вновь, эти поисковые подсказки могут вызвать из памяти необходимую релевантную информацию. Поисковыми подсказки бывают разных типов:


Внешние: Что-то из окружающей среды, например, запах, место и так далее.


Внутренние: Наше состояние, что-то внутри нас, например, физические ощущения, эмоция, настроение, и так далее.


Существует весовое доказательство того, что информация доступна для извлечения из долговременной памяти в том случае, только тогда, когда имеются соответствующие поисковые подсказки. Данное доказательство можно получить как экспериментально, так и обнаружить в нашем повседневном опыте. Поисковая подсказка – это совет, или ключ, который может помочь в поиске воспоминаний.
В 1974 году Тулвинг сделал предположение, что информация извлекается гораздо проще в случае, если при ее поиске присутствуют те же поисковые подсказки, которые присутствовали в процессе ее кодирования. Например, если вы сделали предложение под звуки музыки, вам будет проще вспомнить детали этого трогательного события, если вы включите именно эту музыку. В данном случае эта музыка и явится той самой поисковой подсказкой. Тулвинг предполагал, что информация об окружающей среде и внутреннем состоянии записывается в тот же момент, как и основное воспоминание. Воссоздание состояния (например, настроения), или внешних обстоятельств облегчает восстановление связанных воспоминаний. Проблема с восстановлением информации возникает в том случае, когда отсутствуют поисковые подсказки. Такое часто случается, когда мы находимся в совершенно другой ситуации, или в совершенно другом настроении.


Внешние подсказки.


Поисковые подсказки могут основываться на чем-то внешнем – установке, или ситуации, в которой информация кодируется, или восстанавливается. Примерами могут явиться определенная комната, езда в одиночестве по скоростной трассе, определенная компания, солнечный день и тому подобное. Обстоятельства также связываются с тем, каким образом представляется нам информация. Например, слова, которые мы запоминаем, могут быть напечатаны, сказаны, или это могут быть слова песни, которую мы слушаем, кроме того, эти слова могут встретиться нам сгруппированными с другими словами по значению, например в списке животных, или в списке названий различных типов мебели. Кроме того, они могут находиться в случайных группах, никак не связанные между собой. Опыт показывает, что вспоминание заметно облегчается в случае, когда мы, например, читаем какие-то слова, которые встречались нам вместе с теми, которые необходимо было запомнить. Возможно, вам приходилось сталкиваться с эффектом контекста воспоминаний. Такое могло произойти с вами, например, если вы посещали свою старую школу, или дом, в котором когда-то долго жили. Часто таки визиты помогают людям вспомнить множество деталей о том, периоде, который они провели в том или ином месте, хотя до этого они не осознавали, что до сих пор помнят все это.


Значимость воспоминаний, основанных на контексте, была подтверждена массой экспериментов. Эксперимент, которым руководили Тулвинг и Перлстон в 1966 году заключался в том, что участников просили выучить список слов, относившихся к той или иной категории, это могли быть, например, названия животных, наименования типов одежды, или видов спорта. Затем добровольцев просили вспомнить эти слова. Те, кому предоставляли наименование категории, могли вспомнить значительно больше слов, чем, те, которым ее не представляли. Категория создавала контекст, а название категории являлось поисковой подсказкой. Тулвинг и Перлстон утверждали, что запоминание, основанное на поисковых подсказках, объясняет разницу в результатах этих двух групп участников эксперимента. Те участники, которые вспоминал меньше число слов, не имели поисковой подсказки.


Интересный эксперимент провел в 1975 году Бэддли. Этот эксперимент позволил обнаружить значимость установки для запоминания. Бэддли просил глубоководных ныряльщиков запоминать список слов. Одна из групп делала это на пляже, вторая – под водой. Когда их попросили вспоминать слова из списка, половина участников эксперимента вернулись на пляж, а другую половину попросили делать это под водой. Половина «подводной» группы вспоминала свой список на пляже, вторая под водой. То есть в результате участников эксперимента разбили на четыре группы.


1. Запоминавшие и вспоминавшие под водой.


2. Запоминавшие и вспоминавшие на пляже.


3. Запоминавшие под водой, вспоминавшие на пляже.


4. Запоминавшие на пляже, вспоминавшие под водой.


Результаты продемонстрировали, как вы, уже, наверное, догадались, что те участники, кто вспоминали и запоминали в одной и той же обстановке, показали на 40% лучшие результаты, чем те, которые запоминали и вспоминали в различных условиях. Очевидный вывод: качество восстановления информации сильно улучшается, если оно происходит в тех же условиях, что и запоминание этой информации.
Подсказки, зависящие от внутренних факторов.


Основная мысль о восстановлении воспоминаний, зависящем от внутренних факторов, заключается в том, что качество запоминания улучшается, если человек, который пытается что-либо вспомнить находится в том же психологическом состоянии, что и в тот момент, когда он информацию запоминал. Например, если некто рассказал вам анекдот в пятницу вечером после пары бокалов пива, скорее всего, вы вспомните этот анекдот в похожей ситуации. Поисковые подсказки, зависящие от состояния (настроения) могут основываться на психическом или психологическом состоянии человека, в котором он запоминает что-то, или пытается что-то вспомнить. Например, вы можете быть чем-то напуганы, вы можете быть уставшим, счастливым, грустным, пьяным, или трезвым, в тот момент, когда воспоминания кодируются. Скорее всего, восстановить эти воспоминания, вам будет проще, если вы будете пребывать в аналогичном состоянии.


Тулвинг и Перлстон в 1966 году провели исследование, которое было посвящено внешним поисковым подсказкам. Однако, эффект запоминания, связанного с внутренними подсказками, был так же продемонстрирован. Информация о том, в каком настроении человек находится в данный момент, часто сохраняется вместе с самим воспоминанием, формирую трассу воспоминания, вспоминать что-то гораздо сложнее, если вы находитесь в другом настроении, чем в момент запоминания. Идея о том, что вспоминать что-то гораздо проще в том же настроении, в котором вы что-то запоминали, носит название зависящей от настроения памяти.


Исследование, проведенное Гудвином в 1969 году, было посвящено эффекту, который вызывал в данном контексте алкоголь. Ученые обнаружили, что люди, получавшие информацию в состоянии алкогольного опьянения, с высокой долей вероятности вспоминали ее в том же самом состоянии. Например, когда они прятали деньги, будучи пьяными, они находили их, когда употребляли алкоголь, хотя не могли найти их до этого. Другое исследование, показывает, что аналогичные эффекты могут наблюдаться при употреблении марихуаны.


Людям свойственно лучше запоминать материал, когда имеются соответствия между их настроением в момент обучения и в момент воспроизведения изученного материала. Этот эффект сильнее, если участники эксперимента находятся в хорошем настроении. Так же данный эффект усиливается в том случае, если участник эксперимента имеет определенное персональное отношение к материалу, который необходимо запомнить.


Оценка.


Согласно теории потери воспоминаний, забывание возникает, когда информация есть в вашей памяти (долгосрочной), но вы не можете получить к ней доступ. Способность получить доступ к воспоминаниям сильно зависит от наличия поисковых подсказок. Мы забываем информацию сильнее всего в тех случаях, когда наше настроение, а также окружающая обстановка отличаются от тех, которые были, когда возникло воспоминание. Ситуация, в которой поисковые подсказки отсутствуют, называется запоминание, вызванное отсутствием подсказок.


Данные утверждения имеют серьезное экспериментальное подтверждение, а так же подтверждения, которые мы получаем в нашем ежедневном жизненном опыте. Конечно, экологическая валидность данных экспериментов, может вызывать вопросы, но, как было сказано выше, правдивость экспериментальных выводов получает подтверждения, основанные на обычных жизненных ситуациях. Например, многие говорят, что совершенно не помнят никаких подробностей о своем детстве, но стоит им приехать в дом, где оно прошло, как их окатывает мощная волна подробнейших воспоминаний.

 

По материалам сайта http://www.simplypsychology.org/.