28.06.2015
Тема: «Уверенность в себе», «Сложности в отношениях», «Карьера, бизнес и работа»

Психологическое исследование: Существует ли второй шанс на первое впечатление?

 

statiy-po-psihologii-vtoroy-shans-na-pervoe-vpechatlenieРассказ об остроумном исследовании, призванном разобраться в действительном значении первого впечатления. Ниже рассказ о расследовании международной группы именитых психологов, разработанном для того, чтобы ответить на вопрос: "Верна ли поговорка том, что не существует второго шанса на первое впечатление?". Интересно? Читаем здесь и сейчас:

 

Основная гипотеза.

 

В одном из последних номеров "Журнала экспериментальной психологии" Бертран Гавронский, Роберт Ридел и Жан Де Гувер опубликовали обширный материал. Он посвящен исследованию, предполагающему, что новый опыт, противоречащий первому впечатлению "крепится" к контексту, в котором он был получен. Смысл гипотезы заключается в том, что новые впечатления смогут управлять нашими реакциями только в случае, если доминирующий ситуативный контекст будет совпадать с контекстом, в котором было получено это впечатление.

 

statiy-po-psihologii-vtoroy-shans-na-pervoe-vpechatlenie-1

 

Глава исследовательской группы, Бертран Гавронский, заведующий кафедрой в Университете Западного Онтарио, говорит:

 

statiy-po-psihologii-quote2 "Представьте, у вас на работе появился новый сотрудник, и первое впечатление, которое он произвел таково, что особой симпатии к нему вы не испытываете. Несколько недель спустя вы встречаетесь на вашей корпоративной вечеринке. Неожиданно вы понимаете, что ваш коллега довольно милый парень. Несмотря на то, что вы осознаете, что ваше первое впечатление оказалось ложным, вы ощущаете симпатию к нему только в соответствующих условиях, напоминающих вечеринку. Как бы там ни было, первое впечатление продолжит оказывать на вас доминирующее влияние во всех прочих ситуациях".

 

Согласно Гаврновскому, наш мозг хранит память о неожиданных явлениях специальным образом, который можно назвать "складом исключений". На практике это означает, что усвоенное ранее правило продолжает восприниматься нами как верное, за исключением специфичных ситуаций, в которых случаются исключения.

 

Механика.

 

Сначала исследователи демонстрировали участникам - добровольцам информацию, которая характеризовала незнакомого им человека, или положительно, или отрицательно. На следующем этапе им представляли информацию, имеющую противоположное значение для оценки незнакомца, по сравнению с полученной на первом этапе.

 

Пока участники эксперимента были заняты формированием мнения о предложенном объекте, исследователи незаметно меняли фон на мониторе компьютера, который демонстрировал информацию. Как вы понимаете, это происходило в начале второго этапа, в тот момент, когда необходимо было сформировать новый ситуативный контекст.  Затем были измерены спонтанные реакции участников на изображение субъекта, представленного им во время эксперимента при помощи двух порций противоречивой информации. Было обнаружено, что влияние второго впечатления на реакции респондентов наблюдались только в том случае, когда фотография объекта оценки демонстрировалась на том фоне, который использовался в момент формирования этого впечатления. При всех других "условиях внешней среды" реакции участников управлялись первым впечатлением, воспринимаемым, как правило.

 

Гварновский отмечает, что, хотя первое впечатление известно своей стойкостью, иногда оно может меняться.

 

statiy-po-psihologii-quote2 "Для того, чтобы исключить доминирующее воздействие первого впечатления на наши реакции, оно должно быть "заменено" на новое во множестве разнообразных ситуаций. В этом случае, новый опыт потеряет ситуативную привязку и сможет ощутимо конкурировать с первым впечатлением. Однако, до тех пор пока, первое впечатление оказалось неверным лишь в небольшом количестве случаев, оно будет превалировать, чтобы вы ни предпринимали".

 

По материалам сайта psyarticles.com

 

studia-prakticheskoy-psihologii ps Новая статья, способная улучшить понимание процессов, происходящих в терапии: Личный психолог.