Использование метафорических карт в условиях психотерапевтического стационара.
30.03.2016
Тема: «Психологам», «Проблемы выбора», «Разное»

Использование метафорических карт в условиях психотерапевтического стационара.

 

MAK 2 1Основные принципы использования МАК в работе с людьми, страдающими психическими расстройствами, не имеют отличий от обычных. Базовый принцип в работе с картами заключается в том, что «хозяин карты - хозяин истории».

 

 

Отличия в использовании метода в рамках психиатрического стационара.

Нет никаких правильных значений картинок, изображенных на картах. Разные люди видят разные особенности и подробности, каждый человек видит и интерпретирует изображения с привнесением личностных смыслов и внутренних переживаний. Не имеет значения как человек располагает карту. Он может держать ее вверх ногами или поперек, если это помогает ему спроецировать на неё свои внутренние ассоциации и переживания. Часто психолог может предполагать определенные значения в картинках, но это не имеет значения и специалист должен удержаться от указаний и исправлений; даже если белый лист воспринимается как чёрный, психолог должен поддержать этот перенос. Тем не менее, есть способ помочь заметить какие-то детали или особенности изображения. Для этого можно задать наводящие вопросы: - что на картинке осталось незамеченным? – на какую деталь меньше всего хочется смотреть? – если бы на эту картинку смотрел кто-то другой (можно назвать ресурсного персонажа или значимую фигуру), что бы он сказал о ней?

На мой взгляд, каждый из нас имеет право пасть героической жертвой собственного невроза, трусости, лени, или слабости. Однако, нельзя забывать о том, что это может принести невыносимые страдания тем, кто нас любит.

 

MAK 2 2

 

Выбор колоды.

К выбору колоды, которая будет использоваться в работе с пациентами и людьми с психическими особенностями, следует подойти более тщательно. Есть ряд особенностей, которые накладывают ограничение. Не подходят колоды с тревожными и пугающими картинками, так как данная категория людей не имеет конструктивных защитных механизмов и испытывает дефицит ресурсов и опор, необходимых чтобы выдержать возникающее напряжение. Негативный опыт может привести к отказу пациентов от работы с картами в дальнейшем. Например, некоторые пациенты плохо реагируют на немецкую портретную колоду Persona, так как некоторые портреты пугают их. В своей практике я так же откладываю некоторые карточки из колоды «Ох», например карточку с отрубленной рукой и гениталиями. Эти ограничения носят индивидуальный характер и специалист может сам решить что не подойдет или вызовет излишнее напряжение у того или иного человека. Более подходящими оказались колоды, предназначенные для работы с детьми («Котомоции» Довлатова, «Я и все, все, все» Е.Мразовской) и так называемые «ресурсные» колоды, например немецкая колода «Морено».

Использование карт в групповой и индивидуальной работе.

Использовать карты можно как в групповой работе, так и индивидуально. Есть два основных способа предъявления карт (Кац Г., Мухаматулина Е., 2014):

1)      «в открытую», то есть картинкой вверх. Такой выбор предполагает сознательный контроль и поэтому обладает большей безопасностью, снижает тревогу. Именно этот вариант является более предпочтительным для людей с расстройствами психики, особенно на первых этапах работы.

 

2)      «вслепую», карты располагаются «рубашками» вверх. Такой выбор создает ощущение большей магичности, снижает ответственность и увеличивает ощущение внешнего влияния, управления. Этот вариант необходимо использовать с большей осторожностью, так как степень личностной диссоциации и без того может быть высокой (Шабанова В.И., 2014).

 

Студия Практической Психологии, психолог Виктория Анохина.

 

PSПредыдущая статья цикла: "Метафорические карты".

Следующая статья цикла.