Задачи использования метода в работе с психическими отклонениями.
31.03.2016
Тема: «Уверенность в себе», «Психологам», «Разное»

Задачи использования метода в работе с психическими отклонениями.

 

MAK 3 1Использование метафорических ассоциативных карт в работе с психическими отклонениями помогает решать следующие задачи:

 

 

 

 

 

Коррекция негативной симптоматики.

1) Коррекция негативной симптоматики. Некоторой особенностью людей с болезнями психики может быть настороженность или скованность, а также оскуднение ассоциативной и эмоциональной активности. Метафорические карты дают возможность пациентам в безопасной метафорической форме соприкоснуться с вытесненными переживаниями. Зачастую первое время ассоциативная продукция бывает скудной, но постепенно ассоциации становятся богаче. Это происходит за счет стимуляции правого полушария и межполушарного взаимодействия. Для этих задач подойдут простые техники, например:

Мое настроение.

- «Моё настроение». Техника направлена на актуализацию чувств и переживаний «здесь-и-сейчас», помогает включиться в работу, хорошо подходит как для индивидуальной работы, так и для группы. Подойдёт колода «Экко», «Порталы», «Ох», «Мифы» и др. Просим выбрать карту, которая как-то отражает настроение сегодня, сейчас, похожа на внутреннее состояние. Затем просим объяснить, что там нарисовано, какие чувства вызывает эта картинка, чем похожа на настроение, что на данном изображении не хочется замечать, на что не хочется смотреть.
Пример из практики. На группе в психиатрической больнице им. Н.А.Алексеева для пациентов, находящихся на стационарном лечении и имеющих диагноз параноидная шизофрения, данная техника применялась в начале встречи для разогрева, в качестве шеринга. В первый раз описания и ассоциации в большинстве случаев были скудными. Абстрактную картинку пациенты описывали к примеру, так: «нормально», «хорошее впечатление, вот эти линии светлые и у меня всё нормально». При повторном использовании данной техники, те же пациенты могли давать следующие интерпретации: «на картинке есть светлые и темные места, и моё настроение также меняется, то светлое, то плохое», «здесь всё такое светлое, как моё настроение, - а на что не хочется смотреть? – на это красное, на трубку похоже, я курить хочу бросить» (рис.1), «я тут вижу что-то похожее на постель и я сегодня сонный, спать хочу» (рис.2), «я вижу на этой картинке пейзаж, берег, парус одинокий вдали и я тоже часто ощущаю одиночество» (рис.3).

 

Vajnye voprosy Metaforicheskie karty 1

 

Рассказ.

- «Рассказ» по сюжетным карточкам. Простая техника, похожая на игру, помогающая «расшевелить» фантазию. Подойдёт любая сюжетная колода, например игровая колода «Имаджинариум» или «Диксит», а так же «Ох» и др. Инструкция: расскажи историю по картинке. Что тут случилось? Что будет потом?

Дорисовать.

- «Дорисовать» абстрактные изображения. Подходят колоды с абстрактными изображениями «Экко» (Ecco), «Порталы», «Диксит Джинкс» (Dixit Jinx). Выбранную случайно или осознанно карточку необходимо поместить в любую часть листа А4 и заполнить белое пространство листа вокруг как бы продолжив то, что на картинке. В обсуждении можно спросить, на что получилось похоже, какие чувства и эмоции вызывает рисунок. Возможен вариант этого задания, когда карточку потом убирают и дорисовывают пустое место под ней. Данная техника очень проста в исполнении и позволяет преодолеть скованность или пассивность, так как на картинках изображены цветные линии, которые легко продолжить, уже заданы какие-то цвета, которые можно продолжить или трансформировать во что-то своё.
Рисунок 4, рисунок 5 - примеры работ пациентов, нарисованные на групповом занятии.

 

Vajnye voprosy Metaforicheskie karty 2

Vajnye voprosy Metaforicheskie karty 3

 

Градация эмоций.

- «Градация эмоций». Для этой техники необходимо вытащить любые 3-5 карт вслепую или осознанно, и затем расположить их слева направо в порядке усиления какой-то исследуемой эмоции, например, страха или агрессии. Подойдут любые портретные и сюжетные колоды, можно использовать абстрактные колоды. В обсуждении необходимо расспросить, что вызывает данную эмоцию на той или иной картинке, какие ассоциации с реальной жизнью и опытом возникают и т.д.

 

Студия Практической Психологии, психолог Виктория Анохина.

 

PSПредыдущая статья цикла.

Следующая статья цикла.