22.04.2015
Тема: «Психологам», «Личностный рост», «Разное»

Забывание: Теория Интерференции.

 

statiy-po-psihologii-zabyvanie-3Еще один небольшой, но интересный материал, из нашего цикла, посвященного потере воспоминаний. Предыдущую статью можно прочитать здесь. Интерференция воспоминаний – достаточно сложная, но, при этом, правдоподобная психологическая теория, описывающая механизм забывания. (Кстати, само слово «интерференция» (наложение) – термин, напоминающий нам о точных науках, что со всей ясностью указывает нам на то, что это одна из теорий когнитивного подхода). Данный материал предметно раскрывает нам значимость концентрации в процессе обучения. Прочтение данной статьи может помочь нам стать эффективнее. Читаем:

 

Если бы в тридцатые, сороковые или пятидесятые, вы бы спросили у психолога, что приводит к забыванию, вы наверняка услышали бы, что это «интерференция». Считалось, что память может разрушаться той информацией, которую мы выучили в прошлом и той, которую мы выучим в будущем. Эта идея предполагала, что информация в долговременной памяти может перемешиваться или объединяться с частями другой информации в процессе кодирования, что, в свою очередь приводит к разрушению воспоминаний. Интерференционная теория утверждает, что забывание происходит из-за наложения различных воспоминаний. Вот два пути, с помощью которых наложение может привести к забыванию:

 

1. Проактивная интерференция возникает, когда вы не можете выполнить новое задание (запомнить новую информацию) из-за старой информации, которую вы запомнили. Когда то, что мы уже знаем, накладывается на то, что мы пытаемся выучить сейчас, старые воспоминания нарушают новые.

 

2. Ретроактивная интерференция возникает когда вы забываете то, что выучили до этого в следствие того, что выучили что-то новое. Другими словами, выученное позже накладывается на старые воспоминания и нарушает их.

 

Проактивная и ретроактивная интерференция возникает чаще, когда старая и новая информация чем-то схожи. Например, путаница со старым и новым телефонным номером. Чендлер (1989) утверждал, что студенты, которые изучали похожие предметы в одно и тоже время, часто сталкиваются с интерференцией.  Информация, которую мы запомнили ранее, может в некоторых случаях накладываться на новые знания (например, трудности, которые мы можем испытывать с иностранной валютой, когда путешествуем заграницу). Кроме того, новые знания могут иногда приводить к путанице с информацией, которую мы запомнили ранее (например, изучение французского может повлиять на наш словарь испанского, который мы выучили до этого). В кратковременной памяти интерференция может принимать форму растерянности, так что мы не имеем возможности обработать информацию правильно в шумном месте, например, если кто-то работает с дрелью рядом с нашим кабинетом.

 

Ключевое исследование: Постман (1960).

 

Цель: Выяснить, каким образом ретроактивная интерференция влияет на процесс обучения. Другими словами, цель исследования – изучение будет ли информация, которую мы только что запомнили, накладываться на нашу способность вспомнить что-то, что мы выучили ранее.

 

Метод: Был использован лабораторный эксперимент. Участники были разбиты на две группы. Обе запоминали список слов, из которых были составлены пары (например, кошка – дерево, желе – мох, книга - трактор). После этого, участников попросили выучить второй список словесных пар, в которых второе слово в каждой паре было заменено на новое (например, кошка – стакан, желе – время, книга – револьвер). Контрольной группе второй список не предоставлялся. Всех участников просили вспомнить слова из первого списка.

Результат: Результаты контрольной группы были гораздо более аккуратными, чем результаты экспериментальной группы.

 

Вывод: Результаты дают возможность предположить, что экспериментальные данные объясняются наложением второго списка на способность добровольцев вспомнить слова из первого. Это пример ретроактивной интерференции.

 

Оценка:

 

Хотя проактивная и ретроактивная интерференция – это надежные и достоверные эффекты, существует целый ряд проблем, с использованием интерференционной теории в качестве объяснения забывания.

Во-первых, теория интерференции дает нам совсем мало информации о когнитивных процессах, вовлеченных в забывание. Во-вторых, большинство исследований роли наложений в забывании, проводились в лабораторных условиях с использованием списков слов, что, очевидно сильно отличается от ситуации, могущей возникнуть в нашей повседневной жизни. То есть такие эксперименты отличаются низкой экологической валидностью. Как следствие, из таких исследований нельзя делать обобщающие выводы. Баддли (1990) утверждает, что задания, которые даются в ходе экспериментов участникам, слишком похожи. В реальной жизни, события, которые могли бы интерферировать гораздо более отличны. Тем не менее, в последних исследования были предприняты попытки исследовать «события реальной жизни», и, такие исследования подтверждают выводы интерференционной теории. Как бы там ни было, нет никаких сомнений в том, что интерференция играет определенную роль в забывании, однако, на сколько такая роль может быть велика, пока не ясно.

Следующая статья цикла здесь.

 

По материалам сайта http://www.simplypsychology.org/.